Главная | Вести | О Доме Дружбы | Афиша | Наши проекты | Омская область - регион многонациональный  | Спорт. Досуг. Здоровье | Оценка качества работы | Методическая копилка | Контакты | Национально-культурные объединения | Казачество | Наши творческие и спортивные объединения  | Омское региональное отделение ООО «Ассамблея народов России» | Часто задаваемые вопросы | Пишите нам

Наши проекты
Областной фестиваль национальных культур "Единение"
Национальные праздники

Областной армянский праздник «Вардавар»
 


    10 августа 2003 года в Доме Дружбы состоялся областной армянский праздник «Вардавар». Организаторы праздника: Главное управление культуры и искусства Омской области, Государственное учреждение культуры «Межрегиональное национальное культурно-спортивное объединение «Сибирь» (Дом Дружбы), Омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр «Луйс».

    Преображение Господне или Вардавар – один из главных праздников Армянской Апостольской Церкви и один из самых любимых в народе. Во время празднования, которое сопровождается веселым гулянием, украшаются церкви розами и другими цветами, люди обливаются водой и выпускают на волю голубей – это последние сохранившиеся до наших дней армянские традиции, восходящие к временам язычества. В наши дни Вардавар отмечается повсюду, где есть армяне: и на их исторической родине, и во всех уголках земного шара. Порядок праздника таков – литургия, приготовление пищи, обливание водой, торжественная трапеза, сопровождаемая песнями и танцами. Дети и взрослые обливаются водой, разводят костры, принимают участие в различных играх. Обряд крещения входит в ритуалы праздника.
    В Омской области проживает около 10 тысяч армян. Больших компактных поселений не отмечено, основная часть – в г. Омске и в ближайших районах: Омском, Таврическом.

    В 1992 году был создан Армянский культурный центр «Луйс». Изучение армянского языка, культуры, истории народа, возрождение армянских обычаев, обрядов, традиций и культурного наследия, восстановление армянских промыслов и ремесел – основа деятельности организации. В 2001 году Омская региональная общественная организация «Армянский культурный центр «Луйс» вошла в состав общероссийской общественной организации «Союз армян России». Центр поддерживает культурные связи с национальными объединениями Омской области и России, Армении, сотрудничает с государственными, общественными, культурными учреждениями и организациями.

    10 августа в Свято-Никольском Казачьем Соборе состоялся обряд крещения членов армянской общины. Обряд проводил настоятель церкви «Сурбсарнис» г. Красноярска отец Геворк.

    С 1300 ч. в Доме Дружбы были оформлены выставки декоративно-прикладного и художественного творчества, блюд армянской национальной кухни. В 1400 ч. состоялось торжественное открытие праздника, которое продолжилось обрядово-игровой программой «Вардавар» и концертом «О, Айастан моя звезда!» с участием солистов, творческих коллективов Армянского культурного центра «Луйс» и гостей праздника из 3 районов Омской области: Калачинского, Омского, Таврического. В проведении праздника принимало участие 50 человек, зрителей –300 человек.





    История праздника

    Ритуал празднования, судя по всему, тоже берет свое начало с древнего Вардавара, ведь наряду с христианскими обрядами можно увидеть обряды, истоки которых уходят в язычество.

    Изначально дата праздника была учреждена Святым Георгом просветителем и приходилась на первый день месяца Навасарда, который считался первым месяцем года. В древнеармянском календаре он приходился на 11 августа. В дни Нового года (Аманора) в то время Армении исполняли ритуалы, посвященные культу праотца Ноя и языческих богов Арамазда и Анахит. Празднование сопровождалось обильным жертвоприношением, музыкой, обрядовыми песнями и плясками. Готовилась обрядовая пища (куркут из пшеничной муки и баранины, обрядовый хлеб – тари, гату – хлебцы в виде сельскохозяйственных орудий), люди угощались сладостями (которые могли пропускать через дымовое отверстие в крыше), привязывали красные лоскутки на считавшиеся святыми деревья (красный цвет символизировал Солнце и был оберегом) и поздравляли друг друга с Новым годом.

    Навасард сохранялся долго в некоторых областях (преимущественно в восточных областях, например в Арцахе), вплоть до 20-х годов прошлого столетия. С течением времени Навасард уступил место христианскому Новому году.

    Обряды Навасарда восходят к старинным земледельческим ритуалам, о чем свидетельствуют слова некоторых дошедших до нас поздравительных обрядовых песен – аветисов:

    С добром пусть придет к вам Новый год,
    Исполнит все ваши желания,
    Наполнит ваш дом добром,
    Полбой, пшеницей, ячменем, овсом.
    Пусть радостям вашим не будет конца.

    ***
    С добром пришел, Новый год,
    Дай нам пшеницу и ячмень,
    Загрузи наш улей.

    ***
    А хозяйка просит дров,
    Саду и бахче дай плоды,
    Нашей девушке дай жениха,
    А юноше дай невесту.
    Пусть не будет болезней.
    Здравствуй Новый год.

    В этот день так же исполнялись новогодние обрядовые гадания.

    Целью большинства гаданий было стремление получить ответы на вопросы о жизни, здоровье, смерти членов семьи, о погоде, урожае, приплоде скота, разведении птиц, о богатстве и бедности. Наиболее массовой и многообразной признана группа гаданий о браке, совершаемых молодежью (преимущественно девушками). При гадании о женитьбе и замужестве стремились узнать имя будущего супруга, внешний вид, возраст, характер, профессию и материальное положение, кто в семье будет иметь первенство, сколько будет детей, какого пола и какой судьбы, кто из супругов дольше проживет и т. п.

    Гадания этого древнего праздника основаны на магических представлениях о том, что все первое в новом году влияет на все последующее (если первый гость, вошедший в дом хороший человек хороший – все будет хорошо).

    Приметы связывали с тем, какой гость зашел в дом - молодой, богатый и красивый гость, если это был взрослый женатый мужчина, то он приносил в дом радость и добрых гостей на целый год. В связи с подобным поверьем, существовал и прямо противоположный обычай, призванный защитить дом от нежеланных гостей на целый год.

    Традиции празднования нового года тесно вплелись в обычай празднования Вардавара, хотя, безусловно далеко не все обряды Аманора дошли до наших дней, часть их осталась в памяти народа и присутствует в современном празднике.

    По одной из легенд праздник Вардавар посвящен богине плодородия, любви и воды Астхик (“звездочка”), другое имя этой богини Анахит. В дальнейшем Анахит и Астхик стали самостоятельными божествами.

    По древним преданиям необычайная красавица каждую ночь купалась в Евфрате, и ею приходили любоваться юноши и зажигали огни на горе Дагонац. Защищая себя от чужих взглядов, Астхик покрывала туманом всю Таронскую долину.

    Есть так же миф, что Астхик – дочь Ксисутра (Ноя), рожденная после всемирного потопа. Три сына Ксисутра, после его смерти боролись за господство на земле. Сестра Астхик уговорила их прекратить раздоры. Два брата Титан и Япетос признали власть третьего – Зрвана, но поставили условие истребить всех его детей мужского пола, чтобы его потомки не властвовали над ними. Астхик сжалилась над детьми и вместе с женами Зрвана спасла их и отправила на запад на гору Дьюцнкец. Этот миф, как видно уже интерпретирован под влиянием распространения христианства.

    Вероятно, само празднование языческого Вардавара связано с культом чествования богини Астхик. В праздник богини плодородия, любви и воды люди обливали друг друга водой, приносили богине в дань розу, выпускали голубей. Отсюда и название самого праздника – вероятно от “вард” – роза или вода. “Вард” переводится так же – лить, обливаться водой. Это подтверждает еще одна легенда, которая гласит о том, как храбрый Вардан спас девушек из плена, девушки встретили его песнями и танцами в знак благодарности. История праздника, несомненно, насчитывает много веков.

    В самый жаркий день лета люди молили богов о дожде и урожае, дарили друг другу цветы, обливали водой. В день праздника Вардавар все старались по возможности подняться в горы, к летним пастбищам, посетить святые места. Особым почтением в этот день пользовались быки – символ плодородия: пастухи украшали их разноцветными лентами и цветами. Образ раскрывается как имеющий отношение к плодородию и плодовитости.

    Люди верили в плодоносящую, очищающую силу воды, в связи с этим обливали друг друга водой, купали скот, женщины верили, что в этот день вода поможет от бесплодия.

    Вода - “В народных представлениях - одна из основных стихий мироздания (наряду с землей, воздухом и огнем), опора, на которой держится земля; источник жизни и средство магического очищения. Вместе с тем водное пространство - граница между “этим” и “тем светом”, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и иных мифических сущностей. Повсеместно считалось, что через проточную воду могла осуществляться связь с иным миром. Широко распространены представления о том, что душа человека после его смерти погружается в воду.

    Особое место в празднике Вардавар занимала неженатая молодежь. Накануне праздника, в субботу девушки собирали цветы (полевые гвоздики, розы и др.) в большой букет, садились на поляне в кружок и начинали соревнование в исполнении ритуальных песен – четверостиший любовного содержания (импровизированных), которые назывались джан – гулюм.

    Победителю доставался собранный букет, а побежденные должны были принести на следующий день, на предстоящий праздник угощение (закуску и вино для мужчин, сладости – для девушек).

    В воскресенье утром девушки выбирали из своей компании младших и лучше одетых подруг, вручали им по подносу со свежими фруктами, украшенные цветами и отправляли их по дворам петь и дарить фрукты и цветы (символ урожая), взамен их одаривали различными продуктами – мукой, яйцами, маслом, сладостями. Все это использовалось для трапезы, вместе с угощениями, принесенными из дома. Юноши и девушки рассаживались группами на поляне во время пира, вновь пели джан – гулюм и обменивались угощениями между собой. Здесь молодые могли выражать свои симпатии, познакомиться друг с другом поближе, выяснить имена избранников.

    Как уже говорилось ранее, что праздник Вардавар, по народной традиции, связан с легендой о всемирном потопе, но справедливо было бы видеть в этом пережитки языческой магии вызывания дождя в самое засушливое время года.


    В процессе изменений, происходивших с календарем, дата празднования также изменилась. В замен древнеармянского календаря в 551 году было принято новое летоисчисление и православный христианский календарь.

    В связи с тем, что один из главных христианских праздников, Вознесение Богородицы, приходится на август, день Преображения Господнего перенесли со дня нового года на другой день.

    Изменение даты празднования связано еще и с тем, что до 551 года Преображение праздновали в день языческого праздника, название которого Вардавар сохранилось за ним.

    Все дни календаря армянской церкви делятся на три группы:
    • господние праздники,
    • дни поминовения святых,
    • постные дни.

    Господними называют праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а так же праздники, посвященные Святому Кресту и Святой Церкви.

    К этой группе праздников относится Вардавар – Преображение Господне – один из самых любимых в народе. Преображение – одно из чудес сотворенных Иисусом во время жизни на земле. В Евангелие повествуется о том, что на третий год служения Христа на земле, летом, произошло Преображение Господне на горе фавор. За 40 дней до распятия Иисус вместе с апостолами Петром, Иоанном и его братом Иаковом поднялись на гору Фавор близ библейского города Назарет.

    Им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а его одежды стали белее снега. Это великое событие празднуется во всех церквях христианской веры.

    Дата праздника Преображения в Армении отличается от даты празднования в церквях Римской и Византийской традиции. Так в традиционных Римской и Византийской церквях преображение празднуется 6 августа каждый год. Вардавар Армянской Апостольской церкви является переходящим, то есть празднование начинается в определенный день недели. Это несоответствие можно объяснить тем, что сам церковный календарь Армянской Апостольской Церкви наряду со сходствами имеет и различия в сравнении с календарями других христианских церквей. Все христианские церкви отмечают праздничные дни, основываясь на числах солнечных месяцев, то есть большинство праздников имеют определенную дату, не зависящую от дня недели, на который выпадает это число. Только Пасха и те церковные праздники, которые связаны с Пасхой отмечаются в определенные дни недели. Армянская церковь имеет особенный календарь. В нем напротив большинство праздников переходящие и поэтому дата их празднования изменяется из года в год.
    Переходящие праздники, как правило, устанавливаются в соответствии с пятью праздниками, каждый из которых и является точкой отсчета для установления дат. К таким праздникам относятся Пасха, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Животворящего креста Господнего, Масленица Поста Рождественской Пятидесятницы, Богоявление. Единицей исчисления является семидневный (недельный) срок.

    Таким образом, дата празднования Вардавара устанавливается в соответствии с датой Пасхи, от которой отсчитывается срок в четырнадцать недель. В ближайшее к этому дню воскресенье начинается празднование Вардавара. Вследствие того, что дата подвижная, она может варьироваться в пределах 35 дней и выпадать на одно из воскресений в период с 28 июня по 1 августа.


    Современный Вардавар.

    Хотя Преображение Господне – христианский праздник и дата его больше не совпадает с датой языческого праздника прошлого, за ним сохранилось древнее название и дошедшие до наших времен обычаи. Например, до сих пор церкви украшают розами и другими цветами, поливают друг друга водой и выпускают голубей. Продолжая соблюдать эти старинные традиции, христиане, однако, изменили их смысл и придали новое значение обычаям празднования, как воспоминания Великого потопа, голубя Ноя. Все это предстает в свете священного писания. Праздник Преображения Господнего, Вардавар, празднуется в течение трех дней, не считая субботы кануна праздника. Христианское ядро вкупе с традиционным народным гулянием и составляет особый колорит Вардавара.

    Бывший некогда церковным, праздник Вардавар в настоящее время стал одним из любимейших народных праздников. Отмечается праздник очень широко, повсюду, где живут армяне и, по сути приобрел массовое значение.

    Порядок современного праздника таков: литургия, приготовление пищи, затем обливание водой, торжественная трапеза, сопровождающая песнями и танцами. В Армении во время праздника происходит освещение винограда. После ритуала священники раздают виноград. Затем происходит причастие. Дети и взрослые обливаются водой из чистого родника, смеются, разводят костры, готовят пищу. В ритуал праздника входит и обряд крещения.

    Современный праздник может проходить как у церквей и храмов, так и на площадях, лужайках, обязательным условием при этом является присутствие водоема или источника воды. В условиях местности древний ритуал и обряды праздника могут быть интерпретированы и приспособлены. Здесь уместно говорить о символическом украшении окружающего пространства (церковь, площадь и т.д.) цветами, растениями, обряд освящения винограда может быть так же изменен в соответствии с исходными условиями и заменен освящением других фруктов. Участники праздника могут обливать друг друга водой как из источника, озера, ручья, так, возможно, и из фонтана, или могут быть использованы имеющиеся емкости для воды (ведра, брызгалки и др.). Во время этого ритуала люди как бы просят друг у друга прощения за тот нескладный образ жизни, который ведут, за совершенные ошибки.

    В программу праздника так же входит исполнение армянских народных песен, танцев, чтение стихов, игра на народных инструментах (например, на таре или знаменитом дудке). Преимущественно это происходит во время трапезы. Угощения для трапезы готовятся по народным рецептам, одним из таких блюд является хашлама (вареное мясо барашка, которое, согласно обычаю раздают нищим). Готовят так же шашлык, для которого используется свинина, закупают овощи, специи, приправы.

    Обряд крещения происходит у воды и проводится священником, затем проводится причастие для желающих.

    Так же нужно обязательно указать необходимость присутствия одного из символов праздника – голубей. Птиц по обычаю выпускают из клеток на свободу.

    В период времени созревания плодов обычай сбора урожая существует повсеместно, в зависимости от территориального положения и климатических условий в центре внимания оказываются разные виды фруктов, овощей. Например, в России наиболее известен Яблочный спас, такое название имеет праздник Преображения Господня. В южных странах в этот день освящают первые злаки и виноград – то, из чего потом делаются литургические хлеб и вино.

    Освящение винограда во время праздника Преображения в Армении тесно перекликается с традиционным освящением яблок во время Преображения на Руси. Эта традиция берет свое начало с ввода православной церковью запрета на употребление в пищу не созревших фруктов до определенного дня. Церковь, освещая этот запрет своим авторитетом, ввела представление о том, то уборка яблок связана с праздником преображения, таким образом, эта праздничная дата прочно вошла в народный календарь. В связи с этим в обиход был введен обряд освящения плодов, после освящения плоды можно было есть. В Армении праздник Преображения приходится на период созревания винограда, и, следуя христианской традиции, в церквях в этот день происходит обряд освящения винограда.

    В ходе сотрудничества “армянского Культурного Центра” и специалистов ГУК “МНКСО Сибирь” был проведен областной фестиваль армянской культуры “Сияй во временах цветами, Айастан”, в программу которого вошла выставка декоративно- прикладного искусства и художественного национального творчества, предметов быта, национальной кухни; в концертной программе участвовали солисты, творческие коллективы.

 

Главная | Вести | О Доме Дружбы | Афиша | Наши проекты | Омская область - регион многонациональный  | Спорт. Досуг. Здоровье | Оценка качества работы | Методическая копилка | Контакты | Национально-культурные объединения | Казачество | Наши творческие и спортивные объединения  | Омское региональное отделение ООО «Ассамблея народов России» | Часто задаваемые вопросы | Пишите нам

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru